К концу каждого года начинается сезон грандиозных распродаж и акций. Иногда это привязано к конкретному дню недели, и тогда возникает такое маркетинговое явление как «Черная пятница». Черный цвет, как метафора, в мифологии разных культур традиционно связан с плохим. Смерть, разруха, горе. Но вот в бухгалтерской практике черный цвет означает прибыль, а красным может помечаться убыток. Соответственно, по одной из версий происхождения названия «Black Friday» день получения огромной прибыли от продажи как лежалого, так и иного товара, для продавцов радостно чернеет. По другой версии, жадность покупателей, стремящихся заполучить вожделенную вещь, бывает настолько разрушительной, что дни таких тотальных распродаж для кого-то становятся последними. Люди просто гибнут и получают увечья. Есть еще одна легенда о предшественнике черных пятниц. Это история о двух американских спекулянтах и пройдохах, устроивших целый заговор со служащим казначейства, являющимся совершенно «случайно» и «по совместительству» родственником главы государства. Этими лицами был организован дикий ажиотаж, связанный с продажей и скупкой золота. Массы людей были разорены, черное горе пришло во многие семьи Америки. И случилось это все в пятницу.
Пришла мода на черные пятницы и новогодние распродажи и к нам. Конечно, таких глобальных распродаж, как в Европе и США нам пока не приходится наблюдать. Но небольшие приятные послабления на ценниках периодически можно заметить.
В этом случае психически устойчивый человек действительно может грамотно купить подарки себе и близким, несколько уменьшив предполагаемые расходы. Но скидочный бум заражает и тех, кто не очень много зарабатывает, но, тем не менее, считает учет и контроль за своими средствами унизительным и обременительным. Многочисленные слоганы с лукавым смыслом: «купи, ведь ты этого достоин», давно превратили простую покупку товара в способ самовыражения и ложного возвеличивания. Шопоголизм многие психологи относят к психическому заболеванию, когда человек переносит свою неудовлетворенность жизнью и поиск счастья на предмет. К сожалению, это приносит лишь временное облегчение, как и любая зависимость. И человек начинает нуждаться в походах по магазинам и скупке условно необходимых вещей так, как алкоголик стремится к выпивке. Это может стать настоящей семейной проблемой. Ведь потраченные на ненужные вещи деньги обескровливают бюджет, не давая возможности накопить на нужное, или, в самых тяжелых случаях, ввергая человека в долги.
Что же делать, чтобы после «черных пятниц» и распродаж не получить черной депрессии и разочарования, и не превращать дом в подобие свалки?
Опытные психологи советуют всем:
1. Накануне скидочного сезона составьте список необходимых вещей.
2. Посмотрите И ЗАПИШИТЕ, сколько они стоят в разных торговых сетях и в интернет-магазинах. Не секрет, что некоторые жулики-продавцы перед сезоном скидок резко поднимают цены, чтобы потом якобы их снизить. В результате вы приобретете товар в условиях ажиотажа и давки по той цене, по которой месяц–полтора назад могли его купить спокойно.
3. Заранее изучите, в каких торговых центрах и в какое время будут распродажи и составьте план посещений этих магазинов.
4. Отправляйтесь за покупками после хорошего обеда, и, желательно, с хорошим другом-советчиком.
5. Возьмите с собой столько денег, сколько планируете потратить без ущерба для здравого смысла. Если это наличные, то все просто, а вот карточку придется завести другую. Куда вы будете лимитировано класть деньги для такого рода развлечений.
6. Если вы знаете за собой грешок быстро поддаваться влиянию жадной толпы — просмотрите накануне великого забега по распродажам ролики на ютубе, посвященные открытию магазинов и покупкам под воздействием ажиотажа. Отследите свои ощущения. Вам нравится поведение обезумевших людей, теряющих достоинство, в борьбе за кофточку или чайник? Желаете ли вы выглядеть так же? Учтите, что сейчас камеры стоят повсюду, и кто-то прямо сейчас видит раскрасневшиеся лица и алчные глаза.
7. Сохраняйте чеки, так как большинство купленных сгоряча товаров можно вернуть! С перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату можно ознакомиться
Жизненно необходимые вещи, как правило, можно купить и в обычные дни.
Эра стимуляции сверхпотребления нарушает естественный ход течения человеческой жизни. И пусть люди, пережившие глобальный дефицит в СССР на самое необходимое, еще хранят печальные воспоминания, времена сильно изменились. Повседневных товаров — великое множество, а товарные склады ломятся от стремительно устаревающей продукции. В связи с этим в мире даже появляются такие организации, как «Международная сеть Adbusters Media Foundation», инициирующая проведение дней без покупок. Но ее голос слабо слышен, так как заинтересованных в сбыте своей продукции корпораций несоизмеримо больше.