Городское общество защиты потребителей

г. Минск, ул.К.Маркса, 16, каб.212, 220030

Права и обязанности ЖКХ четко регулируются законом.

Грамотный потребитель услуг ЖКХ все делает правильно.

ЖКХ и его обязанности перед потребителями, а так же обязанности и права потребителей четко регулируются действующим законодательством. Но чем дальше, тем короче список «долженствований» по отношению к гражданам жилищно-коммунального хозяйства, сокращенно- ЖКХ.

Вероятно, новые поколения граждан, не имеющих в своем прошлом сладких воспоминаний о законах СССР, где государство декларировало  «все для народа», будут более спокойно относиться к обязанностям ЖКХ. А ЖКХ, соответственно, станут полно и честно информировать нас о своих затратах и ответственно выполнять свою работу. Но пока каждому потребителю важно самому хорошо разбираться в том, чего следует требовать от всей нашей громоздкой сферы жилищного хозяйства, а на что придется выделить немало денег из семейного бюджета.

Итак, рассмотрим системы, несущие в наши квартиры тепло, электроэнергию, газ, воду и систему канализации.

Центральное отопление имеет разные способы разводки -вертикальное и горизонтальное. В первом случае службы жилищно-коммунального хозяйства отвечают за трубопроводы и отопительные  приборы( батареи),  трубы поступления горячей воды, полотенцесушители. Во время капитального ремонта дома или в случае истечения срока эксплуатации все это заменят бесплатно, но только на типовое, предусмотренное проектом. Иногда жителей квартир не устраивает внешний вид стандартных чугунных батарей. В этом случае им можно только посочувствовать, ибо менять их на более современные придется за счет личных сбережений и пройдя длительную и дорогостоящую процедуру согласования в исполнительном комитете и других организациях. Самовольно менять систему отопления в вашей квартире запрещено и наказывается крупным штрафом. Кроме того, задумав такое обновление, стоит помнить, что использование модных алюминиевых батарей нерационально! Ведь для их бесперебойного функционирования требуется дополнительная очистка воды. В другом случае срок службы таких отопительных приборов может быть коротким, и лопнувшая батарея доставит немало хлопот и последующих разбирательств с соседями и ЖЭСом. Подобные работы могут производиться только в теплое время года.

В случае горизонтальной разводки труб ЖКХ несет ответственность только за то, что находится за пределами вашей квартиры- до вентиля.

Много вопросов к ЖКХ возникает по поводу температуры в жилых помещениях. Жители первых этажей и угловых квартир могут жаловаться на холод, тогда когда в других квартирах слишком жарко и жизнь в таком помещении напоминает парник. Приходится открывать окна и «топить небо».  К сожалению, пока эта проблема неразрешима.

Индивидуальные приборы учета и регулирования тепла могут устанавливаться только за счет граждан и только в случае, когда не менее 75 % жильцов дома согласятся с этим.

Рассмотрим ответственность за систему подачи воды и канализацию.

Жилищно-коммунальное хозяйство обязано следить за исправной работой стояка до первого запорного вентиля. Кроме того, потребитель обязан сохранять  в своем санузле смотровое окошко и доступ к общему стояку. Все прочее(трубы, сантехническое оборудование, счетчики учета воды)- зона вашей ответственности. Но в каждом ЖЭСе обязан быть перечень платных услуг и отказать в устранении неисправностей обслуживающая организация не имеет права. Особая зона ответственности- счетчики. Гарантия на них- два года, а проверка исправной работы раз в 6 лет должна производиться бесплатно. Во всех остальных случаях неисправностей придется платить из личного кармана.

Электроэнергия, прежде, чем попасть к нам в квартиру, «приходит» на распределительный щиток, являющийся общей собственностью жильцов. Обязанность контролировать его корректную и безопасную работу, лежит на ЖЭС. И даже если такой щиток расположен в квартире-  все равно за его бесперебойную службу несет ответственность жилищно-коммунальное хозяйство. А вот уже счетчики, проводка, выключатели и розетки- зона ответственности гражданина.

С обеспечением потребителей газом все лаконично. При капитальном ремонте дома бесплатно заменяют только трубу до вентиля ввода в квартиру. Все остальное — за счет жильцов. Но жильцы имеют обязательства- беспрепятственно  допускать работников газовых служб для профилактического осмотра и обслуживания оборудования, а так же снятия показаний приборов учета. В индивидуальных домах раз в год за потребитель обязан за свой счет произвести техобслуживание водонагревателя и котла.

Предписания газоснабжающей организации придется неукоснительно соблюдать, иначе, невзирая на время года, подача газа может быть прекращена, а нарушителю выписан значительный штраф.

Это же касается и порядка обслуживания систем вентиляции. Вы обязаны предоставить доступ в квартиру для осмотра общей вентиляционной системы дома. Переоборудование и закрытие вентиляционных шахт недопустимо, административно наказуемо и подлежит возвращению в первоначальный вид за счет того, кто это допустил.