ЖЭУ и ЖЭСы еще с советских времен –притча во языцех. И множество копий было и еще будет сломано в борьбе жильцов за свои права, пока привычки этих структур диктовать свои правила игры не будут изменены на другие- учитывающие интересы конечного потребителя. К сожалению, взаимоотношения граждан с работниками жилищно-коммунального хозяйства нередко возможно урегулировать только в суде. Ведь многие работники ЖЭСов и ЖЭУ рассматривают дома, которые обслуживают, как собственную вотчину, где можно делать, все , что угодно, не советуясь с населением, щедро отплачивающим разгильдяйство или корыстный умысел из собственного кармана.
Вот и наше общественное объединение очередной раз решало сложную задачу- унять самодеятельность ГП «ЖЭУ N4 Московского района г.Минска», обслуживающего дом по проспекту Любимова- 40 и восстановить жильцов в их законных правах.
В 2016 году в одном из подъездов этого дома в рамках текущего ремонта ЖЭУ был проведен косметический ремонт за средства жильцов, результаты которого этих самых жильцов совершенно не удовлетворили. То, что было представлено как ремонт, напоминало, скорее, безобразную мазню ради галочки, выполненную неизвестно кем и неизвестно чем. Глядя в жировки, где была зафиксирована немалая сумма выплат за такое издевательство, девятнадцать человек приняли решение искать управу на ЖЭС, который предпочел забыть, что жильцы имеют право выбирать подрядчика и материалы для ремонта, а так же контролировать процесс выполнения работы. Естественно, для начала граждане с коллективным заявлением об устранении недостатков обратились к исполнителю. Разумеется, что пока тоже естественно для многих служб жилищно –коммунального хозяйства, их требования были привычно этим ЖЭУ №4… как бы это помягче выразиться, проигнорированы.
Терпения нашим людям не занимать, и они, живя в испорченном таким вот «ремонтом » подъезде, еще долгое время надеялись, что организация опомнится и придет переделать брак. Постоянные отрицательные эмоции, которые они испытывали, глядя на то, как ЖЭУ распорядилось их деньгами нарушали принцип комфортных и безопасных условий, декларируемый ст.1 Закона «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг».
Видя, что их надежды на добросовестное исполнение ЖЭУ №4 терпят крах, 19 человек обратились с коллективным заявлением к нам.
Для установления фактов наличия недостатков была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, которая обнаружила, что часть работ, указанных в смете, вообще не была выполнена, а часть была выполнена с нарушением требований технических нормативно-правовых актов.
Представитель ЖЭУ N4 и в суде не признавал справедливые требования истцов и просил суд в иске потребителям отказать.
Но суд рассмотрел все подробности этого дела и постановил взыскать с ответчика немалую сумму госпошлины, штрафа, расходы на судебные издержки, а так же компенсацию морального вреда в размере 50 рублей каждому из 19 жителей «нехорошего подъезда».
Есть ли в этом деле мораль? Есть. К счастью, уходят времена, когда покорные жители многоквартирных домов были лишь бесправными наблюдателями за деятельностью (или бездеятельностью!) жилищно-коммунальных служб. Постоянно растущие тарифы на услуги заставляют людей внимательно относится ко всему, на что тратятся их деньги. Собственник и хозяин жилья требует от ЖЭСов четкой, прозрачной и согласованной с ним работы. Время, когда ЖЭУ и ЖЭСЫ могли единолично принимать решение о комфортности нашего бытия, безвозвратно ушло. На стороне потребителя ЗАКОН и мы, ОО «Городское Общество Защиты Потребителей»