Городское общество защиты потребителей

г. Минск, ул.К.Маркса, 16, каб.212, 220030

Звонки о списании денег с вашей карты - признак вишинга!

Департамент финансового мониторинга гражданам не звонит!

Только представьте себе – живете вы, никого не трогаете, и вдруг вам звонит некая СЛУЖБА ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА банка. Иногда мошенники так далеко не заходят и скромно называются службой безопасности. Называя вас по имени, лжесотрудник сообщает, что с вашего счета только что были списаны деньги за какую-нибудь покупку. Можете ли вы подтвердить, что с вашего ведома? Поскольку в данную секунду вы ничего с карты не оплачивали, вы отвечаете отрицательно.

Попутно могут задаваться вопросы о сайтах, на которых вы совершаете покупки, например –  AliExpress, либо о пользовании личным кабинетом. Все, что угодно – лишь бы завести вас в заблуждение банковской терминологией и создать впечатление серьезного учреждения. Иногда даже вы можете слышать характерный банковский шум- клавиатуры, копировальной техники и т.д. Как только вы начали отвечать на вопросы, в ход пускается тяжелая артиллерия. Заботливый милый голос продолжает вести с вами «терапевтическую беседу», убеждая сообщить остаток на счету, расспрашивая, куда вы последний раз платили,  просят немедленно назвать паспортные данные или всю информацию, которую вы можете прочесть на карточке, включая номер счета и трехзначного кода. Если вы сомневаетесь, то вас постараются «добить» угрозой списания оставшихся денег. Редкий человек не испугается, на что и рассчитана  драма повествования.

Данный отточенный и продуманный механизм оболванивания доверчивых владельцев банковских карточек используется мошенниками не первый год. Их цель – любыми путями завоевать ваше доверие и выведать необходимую информацию – данные паспорта, номер карточки, счета, срок действия карточки. Необязательно все сразу – каждой группировке  негодяев нужна своя комбинация конфиденциальных данных. Преступление именуется вишингом и в последнее время распространено в Беларуси. На мобильные телефоны звонок часто поступает через мессенджеры.

Домашний телефон тоже не защищает нас от мошенников. Они для этого изобрели особую схему и даже стали экономить на сотрудниках, подключая робота, который просит перезвонить в банк. Перезвонивший сразу переходит в разряд потенциальной добычи, которую на другом конце провода попытаются психологически обработать.

Защита от такого вида воровства с вашей карточки настолько проста, что люди умудряются ею не воспользоваться и попадают на этот грандиозный развод.

– «Не разговаривай с незнакомцами!» – учим мы своего ребенка. Кто же тянет за язык взрослых, что они легко и непринужденно вступают в беседу с загадочным «сотрудником департамета финансового мониторинга банка?» и выдают ему сокровенные тайны собственной безопасности?

Вероятно, это страх, блокирующий здравомыслие.

Запомните несколько правил:

  1. Департамент финасового мониторинга действительно существует, Но он не занимается и никогда не занимался обзвоном граждан. Чем он занимается, можно прочитать здесь: http://www.kgk.gov.by/ru/dfm-ru/
  2. Доступ к вашему счету, номер карточки и особенно уникальный трехзначный код на обороте карточки – совершенно конфиденциален, у банка есть необходимая информация и вас им беспокоить незачем. Никогда и ни при каких условиях никому его не сообщайте.
  3. Не перезванивайте на номера телефонов, которые указывают мошенники. Самое правильное – позвонить в свой собственный банк, информация о котором имеется в тех документах, которые вы лично получали в банке, оформляя карточку, или узнать этот номер на официальном сайте.
  4. Не заполняйте никаких анкет, онлайн-форм на сайте по ссылке от мошенники. Зеркала создания сайтов- еще одно отличие данного вида преступлений.
  5. Заведите себе отдельную карту для оплаты покупок в интернете и вообще не держите там денег. Переводите их с другой карты перед самим фактом оплаты покупки.
  6. Рассказывайте о новых видах мошенничества людям старшего возраста.