Городское общество защиты потребителей

г. Минск, ул.К.Маркса, 16, каб.212, 220030

Право на чистую воду и достоверную информацию от ЖКХ.

Чистая вода в наших кранах обязана быть!

Имеет ли житель Беларуси право на чистую воду? Кто и как обязан ему ее предоставить? Рассмотрим в статье.

Чрезвычайная ситуация  с питьевой водой водой по вине обслуживающих организаций потрясали Минск в начале лета. Жители микрорайонов Сухарево, Малиновка, Каменная Горка в самую жару были лишены чистой воды, и, что самое возмутительное, своевременной информации о случившемся ЧП. Из кранов лилась вонючая жидкость, напоминающая химическую.  Вы только подумайте- более 800 тысяч человек мгновенно были поставлены в тяжелейшие условия из-за нерадивости «Минскводоканала». Сообщения, что с водой творится неладное, в первую очередь стали поступать не от структуры, которой мы исправно платим за качественную воду в нашем кране, а от недоумевающих и испуганных граждан. Причем 24 июня, в момент возникновения этого ЧП, дозвониться до «Минскводоканала» было невозможно. Реакция на невыносимую вонь из-под крана наступила только через сутки. Причем представители службы сообщали, что пить эту воду можно (?!!!), и что вонь-следствие высоких температур.

К слову, именно граждане сделали правильный вывод, что скрывается некая серьезная проблема, что чиновники стараются избежать огласки и ответственности, и взяли инициативу в свои руки. Люди очень быстро организовались для помощи друг другу, пока «Минсковдоканал» думал о чем –то о своем. Воду привозили совершенно посторонние люди, прослышавшие о беде.

Похоже, и осень не даст забыть о проблеме чистой воды в столице. Сейчас «накрыло» Зеленый Луг, квартале улиц Мирошниченко, Гамарника, Кольцова, Логойский тракт, Седых, Калиновского, Широкая, Лукьяновича, Восточная, Некрасова, Я. Коласа, Сурганова, так как во время работ строители повредили водопровод. Правда, в этом случае населению вовремя довели информацию.

Врят ли государственные органы ведут статистику своих недоработок. Возникает вопрос — а каждый ли, по чьей вине происходит нечто подобное, несет заслуженное наказание?

На что мы, как жители своей страны, как потребители, имеем право, когда наши базовые потребности нарушаются теми службами, которым мы оплачиваем из своего кармана их работу?

Вот что гласит Закон, который никто не отменял:

В соответствии со ст.4 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»  жилищно-коммунальные услуги подразделяются на следующие виды:
коммунальные услуги, включающие горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализацию)

Статья 6. Права потребителей жилищно-коммунальных услуг

Потребитель имеет право на:
удовлетворение потребностей в жилищно-коммунальных услугах;
безопасность жилищно-коммунальных услуг;
информацию об исполнителе и оказываемых им жилищно-коммунальных услугах;
выбор исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе;
просвещение в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;
надлежащее качество жилищно-коммунальных услуг;
возмещение убытков, вреда, причиненных исполнителем жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие неоказания жилищно-коммунальных услуг либо их оказания с недостатками;
государственную, включая судебную, защиту своих прав.
Потребитель имеет также иные права, предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством.

Статья 8. Право потребителя на безопасность жилищно-коммунальных услуг

Потребитель имеет право на безопасность жилищно-коммунальных услуг, включая запрет на применение в процессе оказания таких услуг изделий (материалов) и технологий, опасных для жизни, здоровья и (или) имущества потребителей, а также окружающей среды, с учетом как повседневных, так и долгосрочных его интересов.
Сокрытие исполнителем фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни, здоровья и (или) имущества потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг, запрещается.

Статья 18. Права и обязанности потребителя по договору на оказание жилищно-коммунальных услуг

Потребитель имеет право:
получать своевременно и в полном объеме жилищно-коммунальные услуги надлежащего качества;
требовать от исполнителя соблюдения законодательства и условий договора на оказание жилищно-коммунальных услуг;
перерасчета платы за коммунальные услуги в случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь, в том числе за период перерывов в их оказании.

Статья 20. Порядок рассмотрения требований потребителя в связи с неоказанием жилищно-коммунальных услуг либо оказанием жилищно-коммунальных услуг с недостатками

В случае неоказания жилищно-коммунальной услуги либо оказания жилищно-коммунальной услуги с недостатками потребитель уведомляет об этом исполнителя либо аварийно-диспетчерскую службу, указанную в договоре или указанную исполнителем потребителю иным способом. Соответствующее уведомление может быть сделано потребителем путем направления письменной претензии либо устного сообщения (заявки), в том числе по телефону, и подлежит обязательной регистрации исполнителем либо аварийно-диспетчерской службой. Работник исполнителя или аварийно-диспетчерской службы, принявший устное сообщение (заявку), обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение (заявку), и регистрационный номер сообщения (заявки).
Работник исполнителя должен прибыть к потребителю на основании уведомления потребителя не позднее срока, определенного договором. В случае необеспечения потребителем доступа в жилые помещения, на земельные участки в заранее согласованное время исполнитель не несет ответственности за нарушение указанного срока.
Работник исполнителя, прибывший на основании уведомления потребителя, устанавливает факт наличия и причины неоказания жилищно-коммунальной услуги либо оказания жилищно-коммунальной услуги с недостатками, составляет претензионный акт и при наличии технической возможности с согласия потребителя незамедлительно обеспечивает оказание жилищно-коммунальной услуги либо устранение недостатков жилищно-коммунальной услуги.
Претензионный акт подписывается работником исполнителя и потребителем. Потребитель вправе подписать претензионный акт с оговорками. В случае отказа потребителя от подписания претензионного акта работник исполнителя делает об этом запись в данном акте.
На основании претензионного акта исполнитель удовлетворяет требования потребителя либо направляет потребителю мотивированный письменный отказ в удовлетворении его требований. В случае отказа в удовлетворении его требований потребитель вправе за свой счет организовать проведение независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги (факта неоказания жилищно-коммунальной услуги) и (или) обжаловать такой отказ в судебном порядке. Проведение независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги (факта неоказания жилищно-коммунальной услуги) не лишает потребителя права на судебное обжалование отказа исполнителя в удовлетворении требований потребителя.
В случае подтверждения исполнителем факта неоказания жилищно-коммунальной услуги либо установления такого факта в результате независимой проверки (экспертизы) или судебного разбирательства потребитель вправе требовать оказания жилищно-коммунальной услуги и не оплачивать жилищно-коммунальную услугу за период с момента, указанного в претензионном акте, акте независимой проверки (экспертизы) или судебном постановлении, до момента начала (возобновления) оказания жилищно-коммунальной услуги.
В случае подтверждения исполнителем факта оказания жилищно-коммунальной услуги с недостатками либо установления такого факта в результате независимой проверки (экспертизы) или судебного разбирательства потребитель вправе отказаться от такой услуги без возмещения исполнителю расходов на ее оказание, а если такая услуга уже оказана, вправе по своему выбору требовать возврата платы за оказанную жилищно-коммунальную услугу, если это возможно исходя из ее характера, либо уменьшения размера платы за оказанную жилищно-коммунальную услугу, либо безвозмездного устранения недостатков жилищно-коммунальной услуги, если это технически возможно, либо повторного оказания жилищно-коммунальной услуги, если это технически возможно.
Срок принятия решения по требованию потребителя о возврате платы за жилищно-коммунальную услугу, об уменьшении размера платы за жилищно-коммунальную услугу, оказанную с недостатками, не может превышать семи календарных дней со дня предъявления соответствующего требования. Недостатки оказанной жилищно-коммунальной услуги должны быть устранены исполнителем в максимально короткий срок, технологически необходимый для устранения недостатков жилищно-коммунальной услуги, но не превышающий месяца со дня предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен соглашением сторон. Оказание жилищно-коммунальной услуги, не оказанной потребителю, либо повторное оказание жилищно-коммунальной услуги, оказанной с недостатками, должны быть проведены в первоочередном порядке в срок, установленный законодательством или исполнителем для срочного оказания жилищно-коммунальной услуги, а в случае, если этот срок не установлен, — в срок, предусмотренный договором, который был исполнен ненадлежащим образом.
В случае, если потребитель потребовал уменьшения размера платы в связи с оказанием жилищно-коммунальной услуги с недостатками, а также в случае неоказания жилищно-коммунальной услуги перерасчет платы за основные жилищно-коммунальные услуги осуществляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, а за дополнительные жилищно-коммунальные услуги — в порядке, определенном договором.
Если исполнитель отказал в удовлетворении требований потребителя, связанных с неоказанием жилищно-коммунальной услуги либо оказанием жилищно-коммунальной услуги с недостатками, потребитель вправе, если это технически возможно, привлечь к оказанию жилищно-коммунальной услуги третьих лиц либо выполнить работы своими силами, проинформировав об этом исполнителя, и потребовать от исполнителя возмещения стоимости выполненных работ и дополнительных расходов.
Под дополнительными расходами понимаются расходы потребителя на привлечение другого исполнителя, которые в случае оказания исполнителем жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества не были бы необходимы потребителю, в том числе затраты на получение кредита для оплаты услуг третьих лиц, приобретение альтернативных источников энергии, наем другого жилого помещения на время оказания жилищно-коммунальных услуг или устранения недостатков жилищно-коммунальных услуг.
Статья 21. Проведение проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальных услуг

Исполнитель обязан по устному или письменному обращению потребителя провести проверку качества жилищно-коммунальной услуги за свой счет. По результатам проверки качества жилищно-коммунальной услуги составляется акт проверки качества.
Потребитель вправе за свой счет организовать проведение независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги (факта неоказания жилищно-коммунальной услуги). Недостатки, указанные в акте независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги (факта неоказания жилищно-коммунальной услуги), подлежат устранению исполнителем в обязательном порядке. Исполнитель вправе оспорить результаты независимой проверки (экспертизы) в судебном порядке. В случае, если в результате независимой проверки (экспертизы) будут установлены недостатки жилищно-коммунальной услуги (факт неоказания жилищно-коммунальной услуги), исполнитель обязан возместить потребителю расходы на проведение такой проверки (экспертизы).
Порядок проведения независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальных услуг (факта неоказания жилищно-коммунальных услуг) определяется Советом Министров Республики Беларусь.

В соответствии с нормативами качества питьевой воды, установленными санитарными правилами и нормами 2.1.4 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарные правила и нормы СанПиН 10-124 РБ 99», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 19 октября 1999 г. N 46
Подведем итог под вышесказанным и еще раз повторим главное, что необходимо запомнить каждому жителю страны, а особенно-работнику жилищно-коммунального хозяйства от министра до сантехника:

ст.8- Сокрытие исполнителем фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни, здоровья и (или) имущества потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг, запрещается.

Если потребитель сомневается в качестве питьевой воды, он имеет полное право потребовать экспертизы. И в случае неудовлетворительной — потребовать компенсаций.

По вашему запросу мы, Общественное Объединение «Городское Общество Защиты Потребителей», оперативно  подготовим необходимые документы и предоставим полное юридическое сопровождение.